Среда, 08.05.2024, 07:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Детский сад №25 "Солнечный зайчик"

Меню сайта
Наш опрос
Как Вы считаете? Дети в детском саду....
Всего ответов: 46
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель подготовительной группы Краева Оксана Сергеевна

Время возрождения исторической памяти подрастающего поколения.

 

Человек, который «ничему не преклоняется»,

обманывает сам себя, - ибо на самом деле он

поклоняется себе самому и служит своей бездуховной

и противодуховной похоти…

 

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Погруженному в технический прогресс ребенку, мир предлагает информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, – способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.

Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды, мировоззрение ребенка-дошкольника, заполняется суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями воспитанных в атеизме взрослых, мистикой. Дети не защищены от всех этих вредных воздействий.

Для русской культуры и русского человека определяющую роль в его мировоззрении играет православная вера и православный уклад жизни. В настоящее время общество пытается возродить утраченные ценности и традиции, происходит переосмысление значения духовности в воспитании подрастающего поколения. Самое первое, что необходимо сделать для создания системы духовно-нравственного воспитания в России, – это ввести в образовательные учреждения, начиная с дошкольных, полноценный курс основ православной культуры. Детские сады в нашей стране созданы для выполнения конкретных целей и поэтому должны выполнять социальный заказ.

Необходимо возрождение «исторической памяти» подрастающего поколения. Серафим Роуз писал: «Опасная и роковая вещь - лишать ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают… возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям». Однако создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно невозможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому построение системы духовно-нравственного воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании - восстановление системы традиционных духовно-нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми. «Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя», - писал А. Острогорский, русский писатель и педагог.

В.В. Зеньковский называл дошкольный период «золотой порой» для духовно-нравственного становления личности ребенка. В дошкольном возрасте происходит освоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания, но наблюдаются и начальные проявления детской лжи, жадности, лукавства, жестокости. Дошкольников отличает заметная сосредоточенность на себе – детский эгоцентризм.

Сейчас очень много говориться о толерантности в обществе. Формирование толерантного отношения к нравственным и ненравственным поступкам затрудняет дошкольникам различать добро и зло, способствует смешению нравственных норм, разрушает ориентиры нравственного поведения. Это создает условия для жестокости и агрессии, особенно на фоне эгоцентризма, который является естественным результатом воспитания ребенка-дошкольника в духе самоактуализации его личности, ведущей к завышению собственной значимости и нарушению понимания существующей иерархии отношений в мире. В связи с этим нельзя считать правильным формирование толерантности у детей дошкольного возраста.

Безусловно, духовно-нравственное развитие невозможно и без участия семьи, потому что только в семье может осуществляться постоянная духовная жизнь. А для этого сама семья должна быть тем, чем она и должна быть – малой церковью. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с отечественными православными традициями утрачен. Дискредитация социального института семьи привела к тому, что «половое просвещение» у детей формирует внесупружеские, антиодительские и антисемейные установки. Поэтому уже в дошкольном учреждении необходимо проведение постоянной работы, позволяющее соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом работа должна организовываться так, чтобы семья и детский сад не заменяли, а дополняли друг друга.

Дорога к храму – где проходит она? Как показать ее детям? Еще десятилетие назад мы не задумывались над этими вопросами.

Ознакомление детей с основами православной культуры является составной частью работы по ознакомлению их с культурно-историческими ценностями и традициями народа, обращению к духовным истокам, что, в конечном счете, способствует формированию гражданственности и патриотизма. Курс православной культуры для детей дошкольного возраста – это не просто определенный цикл занятий, а прежде всего живое содержание, связанное с церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Темы для рисования, лепки, аппликации, ручного труда, подбор сказок и художественных произведений для душеполезного чтения с последующим обсуждением, для заучивания наизусть, для игр-драматизаций, труд и праздничные утренники подчинены достижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста. Особенность организации занятий по духовно-нравственному воспитанию детей заключается в том, что все занятия проходят в деятельности. Именно в ней дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлеченной словесной форме. Обязательным фрагментом почти каждого занятия является чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения (чаще всего стихотворения) и тематическая беседа на диалоговой основе. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки.

Мир вступил в новый век. Каким он будет – во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. От этих основ будет зависеть все духовное и материальное благосостояние государства и общества. Экономические, социальные и другие проблемы по своей сути имеют один общий корень и могут быть сведены к общей проблеме – проблеме человека. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

 

Воспитатель: Краева Оксана Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Статьи воспитателей | Добавил: заяц (17.11.2017)
Просмотров: 428 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz