Преемственность в работе специалистов в ДОУ компенсирующего вида

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений.

Основу коррекционной работы составляют “метод сенсорно - двигательной интеграции, слухо - двигательно - кинестетической интеграции, двигательно - кинестетические упражнения.”

Успех коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие всех педагогов детского учреждения. Целью специального обучения является преодоление или компенсация речевого нарушения. Важнейшей предпосылкой для решения коррекционных задач можно считать создание специальных условий, стимулирующих развитие ребенка.

 

     У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, наблюдаются следующие особенности развития:

  1. Помимо собственно речевого нарушения, у таких детей наблюдаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Психомоторное развитие отстает от возрастной нормы: такие дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы. Нарушение артикуляционной  моторики проявляется в ограниченности, неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.
  2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти.  У  детей  с  общим недоразвитием  речи  нарушены  процессы  возбуждения  и торможения (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).               
  3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания,

самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

  1. Плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют им управлять.

   Успешное преодоление речевого недоразвития у детей в специальных группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегрированной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда.

 

Основные задачи совместной работы музыкального руководителя и логопеда:

 - развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия;

 - развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны;

- формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса в зависимости от контекста;

- обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;

- обогащение словаря дошкольников с ОНР по разработанным совместно с логопедом лексическим темам;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах.

 

Речедвигательные игры.

Старшая группа.

    1. «Листья».

«Листья осенние тихо кружатся,       (Кружатся на носочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся  (Приседают )

И под ногами шуршат, шелестят,     (Движения руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят».      (Поднимаются, кружатся,)

 

   2. «Снегири». Н. Нищева

«Вот на ветках, посмотри,                         (4 хлопка руками по бокам.)

В красных майках снегири.                       (4 наклона головы в стороны.)

Распушили перышки,                                (На первое слово каждой строки –

Греются на солнышке.                                частое потряхивание руками. На

                                                                       второе – один хлопок по бокам.)

Головой вертят,                                           (По 2 поворота головы на каждую

Улететь хотят.                                              строку.)

 - Кыш! Кыш! Улетели!                              (Дети разбегаются по залу,

За метелью! За метелью!»                           взмахивая  руками как крыльями.)

 

3. «Маме надо отдыхать».

   Движения выполняются соответственно каждой части: на тихую музыку – движения на носках; на громкую – движения на пятках. Игра сопровождается пением:

   «Маме надо отдыхать,

   Маме хочется поспать.

   Я на цыпочках хожу,

   Маму я не разбужу».

   Дети движутся по кругу друг за другом на носочках. В кругу сидит «мамочка» - это может быть воспитатель. Проигрыш: ходьба на носках по всему залу в разном направлении. С началом новой музыкальной фразы дети снова собираются в круг и на слова:

   «Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

   Раздается пяток стук.

   Мои пяточки идут,

   Прямо к мамочке ведут» -

Выполняют следующие движения: повернувшись лицом к стулу, где спит «мама», движутся к ней, топая ногами.

   С последними словами дети сходятся у стула, где спит «мама». «Мама» просыпается и шутливо догоняет детей.

 

 

   4. «Клен». С. Коган

«За окном сосулька тает,                         (Дети стоят лицом в круг. 4 прыжка

                                                              на носочках, руки на поясе.)

Ветер тучи рвет в клочки.                      (Руки вверх, наклоны туловища в

                                                              стороны.)

Разжимает, разжимает                           (Руки перед грудью, локти опущены

Клен тугие кулачки.                                   вниз; медленно разжимают кулачки.)

Прислонился он к окошку.                    (4 прыжка.)

И, едва растает снег,                              (Наклоны.)

Мне зеленую ладошку                             (Поворачиваются лицом друг к другу,

Клен протянет раньше всех».               протягивают друг другу правые руки 

                                                            - рукопожатие.)

 

   5. «На лужайке». А. Прокофьев

«На зеленой на лужайке                          (Дети стоят лицом в круг, изображают

Заиграла балалайка.                             игру на балалайке.)

Заиграла дудочка,                                (Изображают игру на дудочке.)

Дудочке-погудочке.

В сарафане красненьком                       (Пляшут.)

Заплясала Настенька».

 

 

  Подготовительная к школе группа

1. «Дождик».

К нам на длинной тонкой ножке     (Прыжки на одной ноге по кругу.)

Скачет дождик по дорожке.            

В лужице – смотри, смотри! -          (Дети стоят лицом в круг, ритмичные   

Он пускает пузыри.                          Приседания.)

Стали мокрыми кусты,                     (Руки вверх, потряхивание кистями.)

Стали мокрыми цветы.                     (Наклон, руки к полу, потряхивание

                                                         кистями.)

Мокрый серый воробей                      (Встали, руки вдоль тела, потряхивание

Сушит перышки скорей.                   скорей.)

 

 

   2. «Медведь».  И. Токмакова

Как на горке – снег, снег,              (Дети стоят кружком, в центре которого

                                                     «спит медведь»; руки постепенно

                                                     поднимаются вверх.)

И под горкой - снег, снег,           (Приседают, опускают руки.)

И на елке – снег, снег,                 (Опять встают, поднимают руки.)

И под елкой – снег, снег.             (Приседают, опускают руки.)

А под снегом спит медведь .         (Идут на носочках по кругу. На последние

Тише, тише… Не шуметь!            слова медведь просыпается и ловит детей.)   

 

 

3. «С Ноым годом». Е. Трутнева

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз!          (Дети стоят лицом в круг, клаеяются.)

Он из леса мимоходом                    (Идут по кругу, изображают, как несут

Елку нам уже принес.                     елку на плече.)     

На верхушке выше веток                 (Стоят лицом в круг. Поднимают руки.)

Загорелась, как всегда,                     (Опускают руки.)

Самым ярким, жарким светом          (Снова поднимают руки.)

Пятикрылая звезда.                          (Опускают руки.)

 

4. «Аты-баты, шли солдаты»,

Аты-баты,                                   (Дети маршируют.)                            

Шли солдаты.                              (Прикладывают правую руку к голове 

                                                   - отдают честь.)

Аты-быты,                                   (Маршируют.)

На базар,                                       (Левой рукой указывают в сторону базара.)

Аты-баты,                                   (Маршируют.)

Что купили?                               (Разводят руки в стороны – «ручками

                                                  спросить».)

Аты-баты,                                    (Маршируют.)

Самовар.                                      (Расставляют ноги, слегка приседают, руки

                                                   упирают в бедра, локти в стороны –  

                                                   «самовар».)

Аты-баты,                                    (Маршируют.)

Сколько стоит?                            (Правую руку ставят на пояс, левую

                                                    выставляют вперед – вопрос.)

Аты-баты,                                   (Маршируют.)

Сто рублей.                                (Поднимают руки, пальцы растопыривают

                                                  -много денег».)

Аты-баты,                                  (Маршируют.)

Заходите,                                   (Слегка повернувшись назад, выставляют

                                                  руки перед собой – пригласительный жест.)

Выпьем чаю                               (Раскрытую ладонь левой руки держат перед

                                                  собой – «блюдце».)

Поскорей!                                  (Соединяют большой и указательный пальцы

                                                 правой руки – над «блюдцем» держат

                                                 «чашечку».)         

      

   5. «Баба сеяла горох» - канон.

   Дети стоят по кругу. На слова потешки:

         «Эх, ох, эх, ох,

         Баба сеяла горох,

         Прыг, скок, прыг, скок,

         Обвалился потолок» -

   поочередно выполняют прыжки и «пружинку» все вместе. Затем дети проговаривают слова и выполняют движения по очереди друг за другом по кругу.

   Например: первый прыгает, второй выполняет «пружинку», третий прыгает, четвертый выполняет «пружинку» и т. д.

 

Пальчиковые игры.

 Старшая группа.

1. «Грабли».  В.В. Цвынтарный

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

                                   

(Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.)

 

2. «Снежок».  Н. Нищева 

                        

Раз, два, три, четыре,                          (Загибают пальчики.)

Мы с тобой снежок слепили.             («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий,                              (Показывают круг; сжимают ладони                                                                                                                                                                                                  очень гладкий                                               вместе; поглаживают ладони.)

И совсем-совсем не сладкий.             (Грозят пальчиком.)

Раз – подбросим.                                 (Взгляд вверх, подбрасывают «снежок».)

Два – поймаем.                                    (Поймать воображаемый снежок.)

Три – уроним                                       (Уронить «снежок» взгляд вниз.)

И … сломаем.                                      (Топнуть.)

 

3. «Бабушка».  В.В. Цвынтарный

 

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

 

(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.)

 

4. «Скворечник». В.В. Цвынтарный

 

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

(Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь.)

 

5. «Дерево».  В.В. Цвынтарный

У дерева ствол,

     на стволе много веток,

А листья на ветках

зеленого цвета.

(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы разведены в стороны и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.).

 

Подготовительная к школе группа.

 

1. «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,                 (Загибают пальчики.)

Будем листья собирать.                      (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы,                                    (Загибают пальчики, начиная

Листья рябины,                                   с большого.)

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.           (Ритмичные хлопки в ладоши.)       

 

 

2. «На елке».   В.Волина

Мы на елке веселились,                    (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали и резвились.                    (Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз                («Шагают» средним и указательным                

Нам подарки преподнес.                  пальцами правой руки по левой ладошке.)

Дал большущие пакеты,                   («Рисуют» руками большой круг.)

В них же – вкусные предметы:        (Ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих,            Загибают на обеих руках пальчики,

Орешки рядом с ними,                      начиная с большого.)       

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

 

3. «Колокольчик». В.В. Цвынтарный

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы переплетены, как корзиночка, а средний палец правой руки опущен вниз).