Суббота, 27.04.2024, 09:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Детский сад №25 "Солнечный зайчик"

Меню сайта
Наш опрос
Как Вы считаете? Дети в детском саду....
Всего ответов: 45
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Cтраничка дефектолога

Консультация учителя-дефектолога Барановой Карины Викторовны для родителей:

«Что такое «экономия речи» при обучении детей с аутизмом?

Важное правило при взаимодействии с детьми, у которых есть трудности с пониманием речи»

Иногда дети с аутизмом не следуют инструкциям просто потому, что они не совсем понимают, чего от них хотят. Временами родители таких детей ловят себя на типичной ошибке — они говорят слишком много слов, когда дают указания, особенно если они торопятся. Например, могут сказать: «Бери свои ботинки, надевай их и жди меня у двери». Через несколько секунд ребенок уже ждет их у двери. Без ботинок.

Подобная ситуация может вызывать у них досаду или раздражение, но, в конечном итоге, проблема в том, что родители сами плохо сформулировали инструкцию. Было бы гораздо эффективнее, если бы они указали на ботинки и сказали: «Надень ботинки».

В своей книге «Учи как чемпион» Дуг Лемов называет это «экономией речи».

Этот термин значит, что чем меньше слов вы говорите, тем лучше вы доносите свою мысль. (Кстати, надо подчеркнуть, что «Учи как чемпион» — это книга для ВСЕХ педагогов, а не только для дефектологов. Эта стратегия работает для всех, не только для детей с аутизмом!) Такой подход особенно важен, если вы работаете с детьми, у которых есть проблемы с пониманием услышанного, концентрацией внимания или инструкциями из нескольких шагов.

Вот несколько советов из этой книги, которые помогут вам применять экономию речи на практике:

Планируйте заранее. Я сам предпочитаю записывать те инструкции, которые я часто буду говорить ребенку, и я заранее планирую, как именно я буду предоставлять их. Я могу записать несколько вариантов одной и той же инструкции, но, если я работаю с маленькими детьми с аутизмом, мне важно, чтобы у них было как можно больше возможностей для успеха, поэтому я использую несколько одинаковых и очень коротких инструкций, а потом постепенно усложняю их.

Используйте знаки руками. Я сопровождаю устную инструкцию жестом. Например, один из моих учеников часто засовывает пальцы в нос во время обучения. Я говорю ему «Руки вниз» и одновременно делаю движение руками вниз и кладу ладони на колени. Это может быть особенно полезно, когда вам нужно подсказать ребенку, что делать, без слов — так он будет заранее знать, что значит то или иное движение руками. Это позволяет мне дать ему инструкцию в классе, не прерывая урока.

Только один шаг за один раз. Не забывайте о навыках понимания речи на слух и умении следовать инструкциям у конкретного ребенка. Если вы заметили, что ученик часто выполняет только первый или только последний пункт вашей просьбы, значит вам стоит предоставлять только одну инструкцию за один раз.

Избегайте длинных объяснений. Иногда я слышу, что взрослые говорят что-то вроде: «Тебе нужно поторопиться и надеть ботинки, потому что твой папа скоро придет, и мы должны встретить его на улице, и тебе надо как можно скорее сесть в машину, а не то ты опоздаешь на занятия в бассейне». Это типичная ловушка, в которую можно попасть. Когда вы озвучиваете объяснения, это помогает вам самим сосредоточиться на том, что нужно сделать при том или ином переходе, но результатом может стать ступор у ребенка.

Глубоко вдохните. Если ребенок не реагирует корректно на ваши указания, то возьмите паузу, сделайте глубокий вдох и подумайте о том, как можно сделать инструкцию проще.

 

Консультация учителя-дефектолога Харченко Анжелы Юрьевны для родителей:

«Как найти «сильное» поощрение для ребенка с аутизмом?»

Поощрения используются, чтобы помочь ученику следовать инструкциям, переходить к другой деятельности, выполнять задания, садиться за занятия и для поддержки самых разных видов поведения. Однако тут есть один важный нюанс – если что-то является поощрением для ребенка А, это совсем не обязательно является поощрением для ребенка Б. Это кажется очевидным, но в реальности терапевты и другие специалисты очень часто прибегают к неуместным обобщениям и предлагают одинаковые поощрения всем детям подряд.

Например: «Все дети будут работать за конфету… Все дети работают ради того, чтобы им не делали замечаний… Всем детям нравится похвала… Все дети знают, кто такие Даша Путешественница и Губка Боб… Всем детям нравится щекотка».
Каждое из этих обобщений неверно, потому что все дети разные.

Выбор, отбор и тестирование поощрений требуют навыков, времени и терпения, но они всегда того стоят. Да, возможно, вы потратите ценное время только на подбор поощрения, но зато вам не придется проводить занятия со скучающим и сопротивляющимся ребенком. Вместо этого вы будете знать, что нравится ребенку, и как можно мотивировать его на работу.
 

Если вы давно работаете с ребенком над каким-то навыком или набором навыков, но не наблюдаете никакого прогресса, то первое, что необходимо попробовать – сменить поощрение. Возможно, ваше поощрение работало раньше, но теперь оно надоело ребенку. Регулярное получение поощрения приводит к насыщению, это особенно часто случается со съедобными поощрениями. Может быть и так, что ребенку нравится поощрение, но он совсем не хочет выполнять ради него сложное задание. Честно говоря, я просто обожаю шоколадные кексы. Но я не буду красить стены у вас дома за шоколадный кекс. Есть большая разница между тем, что нравится ребенку, и тем, за что он готов работать.

Одна из распространенных проблем – кто-то в жизни ребенка дает ему то же самое поощрение «просто так». Например, дома у ребенка есть ваза с его любимыми конфетками, и он может взять одну в любой момент. Очень маловероятно, что он будет выполнять задание ради такой же конфеты. В реальной жизни это происходит очень часто, поэтому крайне важно найти уникальное поощрение, которое не доступно для ребенка в течение дня.

Вот некоторые из процедур, которые позволяют отобрать «сильные», эффективные поощрения:

Начните с наблюдения за ребенком в различных ситуациях.

  • я говорю «наблюдайте за ребенком», я не имею в виду, просто посидеть рядом с ним в комнате. Наблюдение – это гораздо более сложная процедура. В идеале нужно наблюдать за ребенком в парке, в магазине, в гостях у бабушки, в саду, на детском празднике и так далее. Обращайте внимание на то, к чему тянется ребенок, что он трогает, на что смотрит продолжительное время, в какие моменты улыбается, какие предметы берет. Скорее всего, со временем вы заметите те или иные закономерности, указывающие на то, что нравится ребенку. Например, специально приведите ребенка в магазин игрушек и позвольте ему делать все, что угодно, обращая внимание, на что он смотрит и что трогает. Это прекрасный источник идей о том, какие игрушки/предметы понравятся ребенку.

Поговорите с педагогами и другими людьми из окружения ребенка.

Говорите с педагогами и другими специалистами. Задавайте конкретные вопросы о том, какие игрушки или занятия нравятся ребенку. В тех случаях, когда это возможно, поговорите с самим ребенком о том, что он любит.

Проанализируйте сенсорные предпочтения ребенка.

Обращайте внимание или спрашивайте о том, на что ребенок любит смотреть, слушать, прикасаться или нюхать. Тестируйте поощрения, которые связаны с сенсорными ощущениями, к которым тяготеет ребенок. Например, если он любит ощупывать предметы, то стоит предложить ему разные типы пластилина, кинестетического песка и тому подобного.

Протестируйте свои идеи.

Как только у вас появилась идея о том, что нравится ребенку, соберите несколько потенциальных поощрений вместе. Предлагайте ребенку несколько поощрений сразу и обращайте внимание на то, что он выбирает, либо предлагайте поощрения по очереди, и отмечайте, какое поощрение дольше сохраняет его внимание. В прикладном анализе поведения есть несколько формальных процедур для оценки предпочтений, которые вы можете использовать на данном этапе.

Помните, что постоянны только перемены.

Возможно, это самое важное, что нужно запомнить. Со временем интересы ребенка будут меняться. Ведь ваши интересы тоже меняются, верно? С некоторыми детьми я полностью меняю игрушки в «сумке поощрений» каждые несколько дней, потому что эти дети быстро начинают скучать.

Следуйте за ребенком – он даст вам понять, когда нужно изменить поощрение. Если каждый день он хочет работать за доступ к батуту – замечательно. Но если завтра батут перестанет его интересовать, у вас должно быть наготове другое поощрение. Всегда держите при себе запас возможных и сильно отличающихся друг от друга поощрений. Если вы занимаетесь с ребенком дома, то всегда подбирайте поощрения – не пытайтесь использовать то, что лежит у вас дома в открытом доступе. Ребенок и так видит эти предметы каждый день.

Такие привычные поощрения годятся только для самых привычных и простых заданий. Сложные, незнакомые задания, особенно если у ребенка «плохой день», потребуют чего-то большего.

Сделайте заначку «золотых поощрений».

«Золотыми поощрениями» я называю самые сильные поощрения. Я говорю про них – «мой золотой запас». Со временем вы поймете, от какого поощрения ребенок «с ума сходит». Вместо того, чтобы добавлять такое поощрение ко всем остальным, приберегите его на потом. Используйте его во время самых сложных занятий, когда ребенок недавно болел, не выспался или осваивает крайне трудный для него навык. Доставайте это поощрение только изредка. Не переборщите – вам важно сохранить очень высокий интерес ребенка к этому поощрению.

Как определить, какое поощрение является «золотым»? Вот несколько признаков:

– Как только вы достаете этот предмет, ребенок опрометью бросается к вам и пытается его взять.

– Ребенок просит предмет, когда он его не видит.

– Сильно меняется выражение лица: ребенок улыбается, широко раскрывает глаза, пристально вглядывается в предмет.

– Если вы покажете предмет на открытой ладони, а потом сожмете кулак, то ребенок попытается разжать вам пальцы.

– Когда приходит время вернуть поощрение, ребенок сопротивляется, плачет или становится агрессивным. И да, это должно вас радовать – это значит, что ребенок сильно заинтересован в этом предмете.

– Ребенок бросает другое поощрение и подходит к вам, если вы держите «золотое» поощрение.

 

 

Консультация учителя-дефектолога Харченко Анжелы Юрьевны для родителей:

«Как заниматься дома с ребенком имеющим РАС»

 

Коррекционные занятия - это система мероприятий направленная на устранение нарушений высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи, основанная на использовании практических упражнений, игр, логических задач, которые способствуют улучшению базисных знаний и умений. Помогают улучшить и скорректировать недостаточность зрительного, слухового, тактильного восприятия, нарушения пространственной ориентировки и т. д.

 

Для развития речевой деятельности детей родителям необходимо помнить, что в первую очередь нужно совершенствовать психологическую базу речи: ощущения, восприятие, внимание, память, моторику, мышление. Лучше всего развивать психические процессы в игровой деятельности по 15 - 30 минут ежедневно, в зависимости от возраста ребенка, работоспособности и его возможностей. Для успешного проведения коррекционных занятий ребенку необходимо иметь базу СПЕЦИАЛЬНЫХ навыков, которые способствуют дальнейшему обучению.

 

Примерный алгоритм проведения коррекционного занятия дома:

1. Навык «Глаза в глаза» - установление зрительного контакта с ребенком. Этого можно добиться посредством выполнения различных игр, проигрывание потешек, пропевание песенок, которые дают эффект ожидания приятных эмоций и ощущений. Например игры: «Ку-Ку», «Ладушки», «По-кочкам», «Рука -твоя, рука-моя», «Идёт коза рогатая», главное добиться эмоционального отклика от ребенка и желание взаимодействовать со взрослым.

 

2. Развитие подражательного навыка. Без отсутствия у ребенка подражательного навыка проводить коррекционную работу достаточно сложно и малоэффективно.

Ребенку дается вербальная инструкция«Делай так» и одновременно показываем действие (похлопать, постучать по коленкам, потопать, положить руки на голову, плечи) по отношению к своему телу.

Потом учим ребенка выполнять действие с предметом: пересыпание крупы из емкости в емкость, переливание воды, перекладывание предметов сиз коробки в коробку, ловить и бросать мяч, а потом выполнять действия с сюжетом: катать куклу в коляске, кормить мишку, катать машинку.

При любом действии с предметом все время говорим одну и ту же инструкцию «Делай так». Как только ребенок начал подражать вашим действиям вводим инструкцию «Дай такую».

 

3.Выполнение вербальных инструкций «Дай такую», «Дай».

Для отработки этого навыка можно использоватьмуляжи (овощей и фруктов), предметы - заменители, игрушечные фигурки животных (согласно лексической теме, например: посуда, транспорт, дикие животные и т.д.) Главное требование - при отработке навыка у взрослого должен быть максимально похожий предмет или муляж в руках.

 

Предлагаем ребенку найти такую же машину, тарелку, корову как у взрослого, говорим: «Дай такую», «Молодец, ты дал корову! Это корова!» -выполняя вербальную инструкцию параллельно ребенок учится зрительно соотносить предложенный материал (начинаем из 2-х фигурок). Как только ребенок овладел инструкцией «дай», вводим восприятие образа со словом «Дай корову» и т. д. При успешном овладении фигурки добавляем.

Как только ребенок научился зрительно узнавать и сопоставлять названный предмет учим сопоставлять объемный предмет(игрушку, муляж) с плоскостным его изображением (картинкой, фотографией).

 

4. Навык соотнесения муляжа (фигурки) с картинкой:

Раскладываем карточки с выученными животными и просим ребенка «Возьми корову и поставь на карточку с коровой». После успешного выполнения задания, убедившись, что ребенок воспринимает, узнает и правильно зрительно соотносит предмет с картинкой, заниматься продолжаем по карточкам.

 

Следующий навык, которым должен овладеть ребенок - это умение показывать пальчиком на названный предмет, картинку.

 

5.Формирование указательного жеста, выполнение вербальной инструкции «Покажи».Учим ребенка показывать пальчиком и выполнять вербальную инструкцию «Покажи» («Покажи корову»- после произнесения инструкции своим пальцем указываем на корову, если ребенок не подражает, берем его кисть в свою, метод «рука в руке», и указываем его пальцем на корову). Со временем подсказки уменьшаем и добиваемся самостоятельного выполнения инструкции ребенком. Как только ребенок научится показывать пальчиком на предметы, вводим карточки, картинки.

Стараемся подбирать карточки согласно одной лексической теме, когда ребенок начал узнавать и показывать животных,даем обобщающий признак и выделяем жестом: «Это домашние животные» (При этом рукой ребенка делаем круговое движение).

 

Следующим этапом работы будет развитие зрительного восприятия, мышления, сопоставления, классификации.

 

6. Игры с карточками на развитие зрительного восприятия и мышления «Лото-детское», «Собери целое» - разрезные картинки (из 2-х, и т. д. частей), «Найди пару», «Найди маму для малыша», «Найди тень», «Чего не стало», «Что где растет?», «Кто, где живет?», «Разложи по полкам», ( игры на классификацию обобщающих понятий) и т д.

 

Параллельно проводим работу по развитию мелкой моторики: «Шнуровки», «Бусы», «Мозаика», развитию соотносящих действий с предметом: «Пирамидка», «Сортеры», «Вкладыши», «Стаканчики» и т. д., Формируем восприятие цвета, формы, величины (используем разные виды сортировки по цвету, форме, величине) Отрабатываем на различных предметах. Вводим понятия: «Большой - маленький», «Длинный - короткий» и т. д. При изучении математических понятий и геометрических форм используем зрительно-осязательный способ (т.е. ощупываем с ребенком).

 

Ребенок остается ребенком. Всегда помните, что Ваш ребенок будет не только учиться но,играть как и все дети. Заранее продумывайте, как вызвать у него смех, улыбку и интерес к совместной игре. Есть огромное преимущество, если он поймет, что играть в компании намного веселее и интереснее!

 

Действия родителей:

Будете последовательны. Родителям нужно помнить, что ребенку нужно время для адаптации. Вам необходимо быть «на одной волне» с психологами, дефектологами, логопедами, которые работают с Вашим ребенком. Родители должны интересоваться, что происходит на занятиях, какие требования предъявляются ребенку, соблюдать рекомендации специалистов. Соблюдение единства требований дома и на занятиях помогут укрепить его успех. Если не придерживаться единства требований, то в голове у ребенка возникает хаос, занятия становятся бесполезными.

Выработайте в семье правило: если есть запрет на какое-то действие (например не ходить обутым в помещении), то оно соблюдается всегда и всеми членами семьи. Ребенок быстрее привыкнет и начнет соблюдать правила, если сами взрослые будет их придерживаться (есть только на кухне за столом, разуваться в прихожей и т.д.).

Желаю успехов!

 

 

Советы родителям о том, как повысить мотивацию особенного ребёнка к образовательной деятельности, от учителя-дефектолога Жегаловой Алины Дмитриевны.

 

Обучение для ребёнка с РАС – сложная многокомпонентная система, которая нередко для семьи, воспитывающей особенного малыша, является непреодолимой трудностью.

Каждому родителю хочется чёткого плана действий, последовательной системы, а главное, ребёнка, имеющего непреодолимую тягу к знаниям. Организовать правильную среду с естественными факторами, побуждающими к выполнению заданий – трудная задача при организации коррекционного вмешательства для детей с РАС. Какая бы точная, проверенная и последовательная не лежала перед Вами программа – реализовать её в спокойной атмосфере крайне нелегко.

Вот несколько советов для Вас, дорогие родители, о том, как организовать образовательный процесс:

  • Ограничьте подкрепления!
    Начнём с того, что использование подкрепления – это фундаментальное положение. Давно известный факт, что подкрепление – это не конфета и не игрушка, а последствие, которое своей функцией несёт увеличение проявления поведения в будущем. Поэтому предметы, которые Вы используете как побуждающий фактор, держите вне зоны постоянного доступа ребёнка. Вряд ли пусть даже самый любимый мяч будет интересен малышу, если манипулировать с ним он имеет неограниченное количество возможностей.
  • Возьмите за правило организацию постоянного безошибочного обучения Вашего ребёнка.
    Безошибочное обучение – это система обучения, нацеленная на успех. Она позволит Вам обучать без принуждения, исключая попытки ребёнка уклоняться от предъявляемых требований. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок не имел возможности ошибиться. Всё просто: Вы даёте инструкцию: «Покажи кота». Ждёте реакции ребёнка – указать пальцем на изображение кота на иллюстрации. Видите, что ребёнок делает паузу, сомневается, значит, возможно, он совершит ошибку. Наша задача – не дать ей случиться, и, следовательно, дать ребенку подсказку, в данном случае физическую, и похвалить ребёнка за правильную реакцию. В этом случае мы создали искусственную ситуацию успеха и оценили действия ребёнка. Таким образом, для организации системы безошибочного обучения необходимо предоставлять ребёнку подсказки.
  • Вход на сайт
    Поиск
    Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz