Безусловно, к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход: если ваше чадо уже неплохо читает и делает это с удовольствием -- предоставьте ему возможность немного почитать, когда он захочет. Если ваш малыш, изучив звуки и буквы только-только понял, как они складываются в слова – хорошо было бы хоть 5 минут в день читать, чтобы закрепить это умение. А если ребенок пока не знает букв – дайте ему возможность хорошо отдохнуть. А в школе всему научится.
И вообще, умение читать, считать и тем более писать -- это совсем не самое главное при подготовке ребенка к школьному обучению. Гораздо важнее, воспитывать у детей усидчивость, умение слушать и слышать учителя и окружающих, внимательность, память, логику, мелкую моторику, умение контролировать себя, привычку доводить начатое дело до конца. И все это лучше прививать ребенку с помощью игр и художественного творчества.
1. Рисование. Это настолько универсальный прием развития малыша, что его значение трудно переоценить. Рисование развивает у ребенка мелкую моторику, цветовое восприятие, воображение, внимательность, аккуратность… Не случайно в Японии все дети (и дошкольники и школьники) занимаются рисованием один (это обязательно) или даже несколько раз в день. Поэтому, положите на видное место альбом, краски, карандаши, восковые мелки… И пусть ваше чадо творит и развивается. Не менее полезны лепка и аппликация, но этими видами творчества советую заниматься вместе с ребенком. Не оставляйте его одного с ножницами, клеем и т.д.
2. Собирание пазлов. Развивает память, внимательность, усидчивость, мелкую моторику. В какой восторг приходят дети, когда видят результаты своего труда. Из маленьких «осколков» появляется целая картина!
3. Заучивание наизусть стихов. Совсем немного, хотя бы 2 строчки в день – и Вы увидите, насколько за лето улучшится память вашего малыша. А это очень поможет быть успешным в школе!
4. Игра «Найди отличия» -- предложите будущему первокласснику сравнить две картинки и найти отличия одной от другой. Игра развивает память, наблюдательность, умение сравнивать и усидчивость.
5. Игра «Близнецы» (похожая на предыдущую игру, но противоположная ей по смыслу) -- предложите ребенку несколько нарисованных фигур и попросите найти двух (или трех) совершенно одинаковых.
6. Игра «Что изменилось?» Поставить в ряд несколько игрушек или предметов и предложить детям запомнить сколько их, какие это игрушки, и в каком порядке они стоят. Затем дети отворачиваются, а взрослый убирает или добавляет игрушки, или меняет их местами. Затем малыш поворачиваются и поясняют, что он заметил, что изменилось.
7. Игра «Внимательная сова». На уроках первокласснику надо будет постоянно слушать учительницу, но иногда дети этого делать не умеют. Несколько первых минут сосредоточенности, а потом отвлекаются, мечтают… Предложите ребенку представить себя внимательной совой. Вы будете читать какой-либо текст (сказку, стих…), а он на определенное слово (например «Емеля»), должен взмахнуть «крыльями» и сказать «Уху».
Многие педагоги считают, что и летом надо придерживаться режима. А я думаю, что лето -- оно на то и лето, чтобы ребенок спал сколько хочет, двигался сколько хочет, купался, загорал, «заправлялся витаминами» и получил огромное количество положительных эмоций! А вот недели за 2-3 до начала учебного года просто необходимо начать соблюдать режим дня, согласно которому первоклассник будет жить с 1 сентября. |